четверг, 14 января 2010 г.

Васильев. Домовые храмы вузов и российское законодательство.

Домовые храмы вузов и российское законодательство 
Желание иметь домовый храм есть у профессорско-преподавательского состава и студентов многих российских вузов. История отечества свидетельствует о том, что в дореволюционной России домовые православные храмы были при многих высших учебных заведениях. Это неудивительно – Православие было государственной религией Российской империи.
В современной России тоже существуют православные храмы при государственных высших учебных заведениях. Самым известным и первым по дате образования является храм св. мученицы Татианы при Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова, воссозданный в 1994 г. Именно в связи с основанием этого храма российские студенты, продолжая давнюю традицию, отмечают 25 января студенческий праздник – Татьянин день. 
Какие правовые основы имеются для создания домовых церквей? Как и кому следует действовать, чтобы создать домовый храм при государственном вузе? Как быть, если о желании создать при  вузе храмы заявит несколько конфессий?

С этими вопросами редакция обратилась к председателю Ассоциации домовых храмов при учебных заведениях Российской Федерации,  доценту юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидату юридических наук О.Л. Васильеву.



Рассмотрим аргументы “против” создания домовых храмов при вузах и попытаемся объяснить, почему они на самом деле таковыми не являются. Кроме этого, приведем и аргументы “за”.

1. Конституция Российской Федерации, в частности, ст. 14, гласит: “Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом”.

Очевидно, что создание домового храма при вузе никоим образом не затрагивает светской сущности государства, поскольку в этом случае конституционные основы государственного управления и государственного строя не меняются.

Религия, которую исповедуют прихожане домового храма университета, не становится обязательной для всех студентов и преподавателей. Они могут свободно посещать или не посещать богослужения в домовом храме университета, точно так же как и пользоваться или не пользоваться услугами столовой или дома культуры при нем.

Домовый храм влиять на управление вузом не может – ни уставом вуза, ни уставом религиозной организации это не предусмотрено. Да и Церковь вовсе не претендует на светскую власть. Другое дело, что, просвещая души людей, она побуждает их действовать на основе христианской морали. 

Перед законом многонациональной и многоконфессиональной демократической России Православная Церковь, действительно, не имеет никаких преимуществ по сравнению с другими религиозными организациями.  Но не удивителен тот факт, что ректорат университета выбрал именно Православие – историческую религию, послужившую основой создания Российского государства, здание храма которой до сих пор сохранилось в университете, хотя и использовалось долгие годы не по назначению, и было бы удивительным, если бы для домового храма главного столичного университета России, 80 % жителей которой считают себя православными, была быпринята иная религия.  Свобода выбора – это и есть свобода.



2. Федеральный закон от 26.09.97 № 125-ФЗ “О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее – Закон о свободе совести) установил, что “в соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство… обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях” (ст. 4).

Создание при вузе домового храма совершенно не меняет характер образования – оно не становится от этого религиозным, но продолжает оставаться светским, поскольку программа обучения не меняется.

Церковь через свой храм не участвует в преподавании специальных дисциплин (даже факультативных). С ними желающие могут ознакомиться в воскресной школе храма, но не в вузе. Лекции и семинары в университете не начинаются пением “Царю Небесный” и не заканчиваются молитвой “Достойно есть”. 

Домовый храм принимает участие в образовательном процессе студентов в той же мере, как и любой православный храм, прихожанами которого являются студенты и преподаватели.

Закон о свободе совести гласит: “Создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях запрещается” (ст. 6).

Здесь есть четкий запрет создавать храм в указанных органах и организациях, но нет запрета создавать его при них или, что то же самое, на их территории. Храм в учреждении может рассматриваться как структурное подразделение (наподобие бухгалтерии, лаборатории, столовой и т. п.), но храм при учреждении – это отдельная организация, внешняя по отношению к нему. Именно с таким предлогом и должно звучать официальное название религиозных домовых храмов, чтобы не навлечь “справедливый гнев” блюстителей закона. Тем же организациям, в названии которых вместо предлога “при” значится предлог “в”, можно посоветовать внести соответствующие изменения в учредительные документы, не дожидаясь конфликта с соответствующими государственными органами.

Указание на возможность создания домового храма содержится в ст. 16 Закона о свободе совести: “религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества)”. Значит, никто не вправе запретить религиозной организации (в данном случае Русской Православной Церкви) основать и содержать храм, а ведь его можно создать и на территории вуза, если это пожелают его администрация, преподаватели и учащиеся.

Вуз может предоставить свое помещение под храм, но домовая церковь есть и всегда будет самостоятельным юридическим лицом, входящим в структуру Русской Православной Церкви, а не вуза.

Это подтверждает и практика регистрации домовых храмов при вузах органами юстиции.



3. Закон РФ от 10.07.92 № 3266-1 “Об образовании” устанавливает в статье 1, которая называется “Государственная политика в области образования”, что  “в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах управления образованием создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются” (ст. 1).

Что такое “в”, а что такое “при” мы уже рассмотрели применительно к Закону о свободе совести.

Следует обратить внимание, что эта формулировка не менялась с 1992 г., в то время как государственная политика в данной области изменилась. Так, если Закон РСФСР от 25.10.90  “О свободе вероисповеданий” в ст. 9 провозглашал, что “государственная система образования и воспитания носит светский характер и не преследует цели формирования того или иного отношения к религии”, то в Законе РФ от 26.09.97 “О свободе совести”, отменившем Закон “О свободе вероисповеданий”, уже не содержится указание на светский характер системы государственного воспитания, а остался лишь запрет на несветскость образования. Следовательно, Законом религиозное воспитание в светских вузах не запрещено.

Кроме того, на приведенную здесь формулировку ст. 1 Закона “Об образовании” нет ссылки в Законе от 22.08.96 № 125-ФЗ “О высшем образовании”, являющемся специальным для высших учебных заведений. Согласно же юридическим правилам разрешения правовых коллизий (т. е. противоречий), нормы специального закона в случае правовой коллизии имеют преимущество перед нормами общего закона (для высшего образования специальным является Закон “О высшем образовании”, а  общим – Закон “Об образовании”).

В статье 2 Закона “Об образовании” перечислены следующие принципы государственной политики в области образования:

“1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

5) свобода и плюрализм в образовании;

6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений”.

Ничего запрещающего создавать при государственных и муниципальных вузах домовые храмы в перечисленных принципах нет.





4. Федеральный закон от 22.08.96 № 125-ФЗ “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” (далее – Закон о высшем образовании)  гласит (ст. 2): «Государственная политика в области высшего и послевузовского профессионального образования основывается на принципах, определенных Законом Российской Федерации “Об образовании”, а также на следующих принципах:

– интеграция системы высшего и послевузовского профессионального образования Российской Федерации при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы в мировую систему высшего образования;

– конкурсность и гласность при определении приоритетных направлений развития науки, техники, технологий, а также подготовки специалистов, переподготовки и повышения квалификации работников;

– государственная поддержка подготовки специалистов, приоритетных направлений фундаментальных и прикладных научных исследований в области высшего и послевузовского профессионального образования».

Запретов на  создание при государственных и муниципальных вузах домовых храмов в перечисленных принципах тоже нет.



5.          Постановлением Правительства РФ от 30.06.01 № 490 “О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения” утверждено соответствующее Положение. Значит, если при вузе когда-то был православный храм и он сохранился поныне, предусматривается его передача  Церкви в соответствии с утвержденным порядком.

Создать же домовый храм в негосударственных и немуниципальных вузах вообще не составляет никакой правовой трудности, поскольку в этом случае вопрос решается исключительно собственником образовательного учреждения.



6. Вновь обратимся к Закону о свободе совести: “В Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства” (ст. 3).

Таким образом, если студенты и (или) преподаватели вуза решат исповедовать вместе православную религию, то это – их законное право, которое не может быть ограничено даже федеральным законом, поскольку данное право не нарушает “основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства”.



7. Согласно ст. 28 Конституции РФ “каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними”.

В соответствии со ст. 15 Конституции РФ “имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации”.

Более того, согласно ст. 18 Конституции РФ, “права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием”.

Таким образом, действующее российское законодательство не запрещает создавать при вузах домовые храмы. Напротив, судя по озабоченности государственных органов проблемами нравственности современной молодежи, государство должно приветствовать и активно поддерживать такую деятельность Русской Православной Церкви.

Приведенные аргументы позволяют не только убеждать компетентные государственные должностные лица (например, регистрирующие организации) в случае их сомнения в правомерности создания домовых храмов, но могут также использоваться при убеждении колеблющегося, а то и просто противящегося этому руководства вуза. 

Получение согласия высших должностных лиц учебного заведения на создание домового храма при учебном заведении, думается, является обязательным условием, поскольку именно от них, в первую очередь, зависит, предоставить ли храму территорию вуза и допустить ли в названии религиозной организации наименование учебного заведения (с приставкой “при”).

В этом процессе важен и исторический аспект. Возьмем, к примеру, историю храма святой мученицы Татианы при Московском государственном университете. В 1757 г. инициатором создания университетской домовой церкви выступил директор Московского университета И. И. Мелиссино. В 1784 г. директор Московского университета П.И. Фон-Визин уже просил передать университету дополнительно другой храм. 18 апреля 1817 г. попечитель Московского университета князь А.П. Оболенский инициировал восстановление домовой церкви, сгоревшей в огне русско-французского пожара.

Продолжил эту традицию, хотя, конечно, в абсолютно других условиях, и нынешний ректор МГУ, академик В.А. Садовничий. Именно приказом ректора от 17.03.94 № 109 на основании Решения Ученого совета  от 20 декабря 1993 г. был воссоздан Татьянинский храм. Конечно, юридически ректор и Ученый совет не могут создать православный храм, но крайне важно было их решение начать этот процесс. Затем согласно процедуре, установленной законом и внутренними нормативными актами Русской Православной Церкви, Церковь беспрепятственно смогла зарегистрировать религиозную организацию с соответствующим названием на территории первого вуза страны. Безусловно, важную роль в этом сыграли и заслуженные преподаватели университета, которые входили в инициативную группу по воссозданию домового храма. Честь им и хвала!

Так что, продолжать прекрасные традиции во славу Божию и на благо Отечества нашего есть все возможности, в том числе и законодательные.

0 коммент.:

Отправить комментарий