среда, 13 января 2010 г.

М.Ю. Кеслер. Благолепие и экономика в современном храмоздательстве.


Предлагаем вниманию читателей разговор о двух необходимых сторонах храмоздательства – создание  благолепия храма и  экономичность принимаемых решений.
В данной публикации даются рекомендации по рациональным архитектурно-строительным решениям современных приходских храмов, которые не противоречат задаче создания необходимого благолепия храма.

Архитектор М.Ю. Кеслер


Благолепие и экономика в современном храмоздательстве

Православный храм – место молитвенного предстояния перед Богом, образ дома Божьего, преображенной Вселенной, Царства Небесного, а также человека, созданного по образу и подобию Божию.
Вселенная и человек – микрокосмос созданы Творцом не только прекрасными, но и рационально-целесообразными, где нет ничего лишнего и красота заключается, прежде всего, в гармонии частей и целого. То же должно быть и в архитектуре храма.  Благолепие должно сочетаться с рациональностью и экономичностью архитектурно-строительных решений и элементов убранства храма. Высокое назначения храма обязывает храмоздателей относится к созданию храма с максимальной ответственность, использовать все самое лучшее, чем располагает современная строительная практика, все лучшее из средств художественной выразительности, однако эта задача должна решаться в каждом конкретном случае по своему, помятуя слова Спасителя о драгоценности и двух лепт, принесенных от всего сердца.
Задача экономичности в храмоздательстве должна решаться на всех уровнях: от стадии предпроектных решений до окончательной отделки и элементов убранства храма.
На начальной стадии проектирования необходимо предусмотреть перспективное развитие храмового комплекса, строительство которого целесообразно разбить на несколько этапов. На первом этапе может быть построен небольшой храм-часовня, который впоследствии может быть использован в составе храмового комплекса как крестильный или водосвятный. Далее может быть построен церковно-причтовый дом и начаться строительство основного храма. Впоследствии храмовый комплекс может быть дополнен зданиями иного назначения в соответствии с задачами прихода. Составляя заранее генеральный план всего комплекса с учетом перспективного строительства, мы заранее учтем, как проложить по отведенной территории инженерные коммуникации, чтобы их впоследствии не пришлось перекладывать, а их мощность должна быть заранее рассчитана на потребности всех будущих зданий. Хотя на первом этапе это и несколько удорожит их строительство, однако впоследствии мы лишимся дорогостоящих переделок.
Для удешевления и сокращения сроков проектирования храма и других элементов храмового комплекса можно рекомендовать воспользоваться выпущенным Центром Проектной Продукции (ФГУП ЦПП) сборником каталожных листов, включающим более 40 проектов деревянных и каменных храмов различной вместимости, звонниц, часовен и церковно-причтовых домов, разработанных в период 1990-2003 гг. По каждому из проектов, представленных в Сборнике, приводятся: общие данные о разработчике проекта, общий вид и краткое описание объекта с основными показателями, схемы планов и фасадов. Помещенная в Сборнике информация позволяет получить необходимые сведения о разработанных проектах с целью оценки возможности их использования в качестве «образца». В случае выбора подходящего проекта, заказчик может обратиться к разработчику проекта для заключения договора на проектирование с использованием готовой проектной документации и ее корректировкой в соответствии с конкретными условиями строительства. При использовании приведенных в Сборнике готовых и апробированных на практике проектов сокращаются финансовые затраты и время на разработку и согласование новых проектов.
Для контроля за качеством проектных решений, разрабатываемых проектной организацией, которая, может быть, впервые сталкивается с задачей проектирования храма, можно рекомендовать заказчикам воспользоваться выпущенными ФГУП ЦПП нормативно-методическими материалами.
В 1999 году Госстроем России был утвержден Свод Правил СП 31-103-99 «Здания, сооружения и комплексы православных храмов». Ввиду того, что в силу специфики документа, там были приведены в сжатой форме лишь сами правила, для практики православного храмоздательства требуется расширенное разъяснение этих правил и более полный охват темы, в том числе рекомендаций и примеров, представленных в иллюстративной форме. Эту задачу решает Пособие по проектированию и строительству «Православные храмы и комплексы». В Пособии отражены вопросы проектирования вновь сооружаемых и реконструируемых зданий православных храмов, часовен, звонниц,  помещений домовых церквей, зданий вспомогательного назначения, входящих в храмовые комплексы, а также самих комплексов.
В Пособии приведены сведения по рациональным объемно-планировочным и конструктивным решениям, внутреннему убранству православных храмов, системе развески колоколов и т.д. В разделе, посвященном конструктивным решениям, большое внимание уделено таким специфическим элементам, как арки, своды, купола и главки храма, а в разделе инженерных систем - вопросам оптимальных решений по отоплению и вентиляции храмов с учетом их неординарной структуры и режима использования. В Пособии приведен также порядок разработки, согласования, утверждения и состав проектной документации на строительство зданий, сооружений и комплексов православных храмов на основе церковных требований, законодательных и нормативных актов Российской Федерации. Там указан и порядок действия церковной общины в инвестиционном процессе строительства храма.
На предпроектной стадии, когда заказчик совместно с проектировщиком определяют основные идеи будущего проекта, можно рекомендовать следующее.
Во-первых, необходимо определиться с требуемой вместимостью храма. Наиболее характерна для приходского храма вместимость около 6оо человек, что соответствует посещаемости храма в праздничные дни. Для храмов такой вместимости не требуется устройство механической вентиляции, дорогих устройств пожаротушения. Их сравнительно небольшой объем не потребует значительных затрат на обогрев в холодное время. Чтобы разместить народ в большие праздники, можно предусмотреть в проекте наличие закрытых гульбищ с западной, северной и южной сторон храма, в которые могут отворяться широкие дверные проемы собственно храма. В обычные дни пространства гульбищ, которые не требуют затрат на отопление и вентиляцию, могут служить удобной рекреацией для прихожан с маленькими детьми, которым трудно выстоять службу полностью.
Во-вторых, следует рассмотреть вариант использования пространства котлована, который образуется при устройстве фундаментов. Как правило, подошва фундаментов устраивается на отметке порядка 1.8-2.0 метра от уровня земли. Так как храм традиционно приподнимается над уровнем земли, то при его подъеме на один метр, под храмом образуется пространство высотой до трех метров, которое может быть использовано для тех помещений, которые, как правило, размещаются в отдельно стоящем здании причтового дома. При этом в цокольной части, выступающей над уровнем земли, могут быть организованы окна для освещения помещений цокольного этажа. В храмах средней вместимости ширина храма будет составлять 12-15 метров, что позволит разместить требуемые помещения вдоль наружных стен с центральным коридором, обеспечивая им необходимую освещенность и проветривание. На рис. 1 приведен пример планировки цокольного этажа приходского храма в селе Константиново Московской области, где размещены: комната священника, ризница, трапезная и классы воскресной школы, куда ведет отдельный вход с улицы, а по лестничной клетке имеется связь с притвором храма.
В третьих, необходимо проследить за тем, чтобы пространство храма было использовано эффективно, но при этом организовано в соответствии с символикой отдельных зон храма и их функциональным назначением. Так как в православном храме главенствующее значение имеет центральное подкупольное пространство, наиболее высокое, увенчанное световым барабаном и изображением Спасителя на своде, вокруг которого организуются в иерархическом соподчинении все остальные пространственные ячейки храма, то высота храма может понижаться от центра к боковым ячейкам, где размещаются притворы, что создаст динамичный силуэт храма снаружи и позволит значительно уменьшить внутренний отапливаемый объем храма по сравнению с решением всего внутреннего пространства одной высоты. Если по архитектурным соображениям целесообразно иметь цельный кубической объем, то по северной и восточной сторонам храма можно разместить антресоль для дополнительного размещения прихожан. Пример такого решения дан на рис.2 – конкурсный проект приходского храма в г. Череповец.
Целесообразно устройство кровли по типу «позакомарного» покрытия, когда кровля устраивается прямо по сводам и не имеет собственного профиля и конструкции, усложняющей и удорожающей строительство. Также нежелательно использование такого типа храма, как «под колоколы», где ради того, чтобы разместить звонницу в центральной главе, требуется устройство ложного свода и значительного дополнительного объема храма для размещения лестницы, ведущей на такую звонницу.
При выборе конструктивного решения и материала несущих элементов храма, можно рекомендовать следующее.
Основные несущие конструкции храма должны быть максимально долговечными и выполняться из соответствующих материалов. Ни в коем случае нельзя применять те конструктивные решения наружных стен, которые сегодня широко используются в строительстве гражданских зданий. Имеется в виду трехслойная конструкция стены с эффективным утеплителем внутри типа ПСБ или минераловатных плит. Для храма стены должны быть выполнены из сплошного кирпича, толщина которых для средней полосы России может быть ограничена всего 640 мм. согласно рекомендациям Стандарта АВОК. Требования энергоэффективности не распространяются на здания храмов ввиду нестационарного режима их использования (Письмо Госстроя России N 9-23/418 от 17.05.2004).
Для внутренних несущих конструкций: столбов, арок, сводов и куполов может использоваться монолитный бетон. Использование в опалубке фанеры позволяет получить идеальные поверхности, не требующие оштукатуривания. Достаточно такую поверхность только отшпаклевать, а современные «каймовские» краски позволяют производить роспись и по бетонной поверхности. Может быть использована и смешанная технология сооружения арок, когда по кружалам выкладывается кирпичный короб, служащий опалубкой, а его сердцевина заполняется армированным бетоном, воспринимающим распор кирпичных арок и сводов. Избежать сложности кирпичной кладки парусов можно применяя способ торкретбетонирования по металлическому сварному каркасу, выгнутому по проектным радиусам.
При выборе вариантов устройства систем инженерного обеспечения храма следует иметь ввиду следующее.
Для вентиляции приходского храма Стандартом АВОК предусматривается использование системы естественной вентиляции через открываемые светопроемы при обеспечении нормативного воздухообмена 20 м3/(ч.чел.). Проектирование механических систем может быть предусмотрено лишь при соответствующем обосновании.
При организации воздухообмена, для того, чтобы забирать воздух из нижней зоны храма и выбрасывать его над кровлей, в качестве воздуховодов могут использоваться как каналы в кладке наружных стен, так и срединные полости монолитных столбов, как это предусмотрено и в храме села Константиново (см. рис.1).
Для отопления храмов возможно применение системы водяного, воздушного, электрического, печного отопления в зависимости от местных условий. Сегодня начинается достаточно часто использоваться система отопления с использованием напольных низкотемпературных панелей, так называемый «теплый пол». Преимуществом теплого пола является равномерное распределение тепла в пространстве нижней зоны храма, где размещаются молящиеся, быстрое высыхание поверхности пола в непогоду. Однако устройство такого пола требует некоторого усложнения при решении проблемы температурного расширения материала поверхности пола. Для уменьшения расходов на отопление можно рекомендовать применение системы автоматического регулирования поступления теплоносителя в зависимости от изменения температуры наружного воздуха, а также устройство местного отопления мест постоянного пребывания: в алтаре и за свечным ящиком. Следует подумать и об организации светопроемов в наружных стенах. Их расположение в верхней зоне храма не только соответствует канонической традиции, рассматривающей наружный свет как образ Божественного, небесного Света, но позволяет также создать комфортную среду в зоне расположения молящихся и организовать естественную вытяжку из верхней зоны. Общий размер светопроемов должен обеспечивать требуемый воздухообмен при естественной вентиляции храма и не быть слишком большим для уменьшения теплопотерь. Пространство храма не должно быть слишком светлым, так как большая роль играет смена его освещения по ходу богослужения, которая обеспечивается источниками искусственного света.
Для улучшения акустического режима при размещении хора на антресоли у западной стены храма целесообразно устройство специального акустического экрана, расположенного невысоко над местом размещения хора, отражающим звук и равномерно распределяющим его по всему пространству храма.
При выборе материалов внутренней отделки храма рекомендуется следующее.
Экономичным и хорошим в эксплуатации является пол из плит камня доломита. Он достаточно теплый и обладает нейтральным цветом, общий фон которого может быть дополнен небольшими вставками из мрамора различных оттенков. Оконную столярку лучше делать дубовую, а не использовать современные стеклопакеты, замена которых в будущем может оказаться проблематичной.
Кирпичные стены оштукатуриваются с выравниванием поверхности под роспись, а если имеются внутренние бетонные поверхности, то при отсутствии на них значительных дефектов, они, как было сказано выше, только шпаклюются. Роспись храма рекомендуется производить лишь после того, как кирпичная кладка полностью просохнет. При излишней торопливости дорогостоящая роспись по невысохшим стенам может быть испорчена грибком.
При выборе материала для иконостаса и его архитектурной композиции следует руководствоваться выбранной стилистикой самого храма и организацией пространства интерьера. В сравнительно небольшом по габаритам приходском храме для уменьшения впечатления затесненности целесообразно применение достаточно невысокого и при этом экономичного иконостаса с тем, чтобы зрительно объединить пространство средней части храма с пространством алтаря. Роспись конхи алтарной апсиды в таком случае будет включена в общую систему росписи храма. Предпочтение следует отдавать тябловому иконостасу, в котором главная роль будет принадлежит иконам, а дорогостоящая резьба – иметь подчиненное значение.
В наружной отделке храма рекомендуется использовать не оштукатуривание поверхности кирпичных стен, а их обмазку по типу отделки древнерусских храмов с их живой поверхностью, на которой различима кирпичная кладка. Сегодня практически невозможно достать качественной извести, которую использовали для обмазки стен наши предки, однако мы имеем возможность использовать современные долговечные и хорошо наносимые на поверхность кирпичной кладки «каймовские» обмазочные составы на силикатной основе. Такой способ отделки подразумевает использование для кладки наружных поверхностей стен не дорогостоящего облицовочного кирпича, а простого, кладочного, неровная поверхность которого нам как раз и необходима для создания «живой» стены. В случае выбора способа оштукатуривания стен следует помнить о недопустимости применения цементной штукатурки, которая задерживает выход водяных паров из толщи стены и ведет к ее постепенному разрушению.
При выборе кровельного материала рекомендуется не экономить, а сразу использовать медные листы, долговечность которых окупит первоначальные затраты. В отдельных случаях при необходимости введения определенного цвета кровли в общую цветовую гамму храма, в качестве кровельного материала могут использоваться стальные листы с заводским термическим покрытием цветной пластиковой пленкой любого цветового оттенка.
Главы и кресты, венчающие храм, играют роль не только главного композиционного элемента во всем облике храма, но и имеют важное символическое значение. Поэтому чрезвычайно желательно применение традиционной позолоты, а не широко используемого сегодня тринитротитана, имитирующего золото, листы которого часто обтягивают главу, выполненную иногда из пластика, долговечность которого вызывает сомнение. К тому же Церковь не признает никакой лжи в своей среде, поэтому применение дешевых подделок крайне нежелательно. Если сегодня нет достаточных средств, лучше оставить главу, покрытую медными листами, а позолотить ее можно и позже.
В дореволюционное время существовала практика награждения архитектора, осуществлявшего проектирование вновь построенного храма особой грамотой, в которой отмечались его заслуги. Так, например, после возведения храма во имя Святой Троицы в подмосковном поселке Удельная, которая была построена в 1887 году по проекту архитектора С.С.Эйбушитца всего за 4 месяца, ему от имени попечительского совета была преподнесена роскошно оформленная грамота, где, в частности, говорилось: «Ваши труды и заботы о благолепии Храма, соединенные с разумной расчетливостью в расходовании средств, - все это заставляет нас глубоко ценить Вас и во всеуслышание засвидетельствовать: не будь Вас, - не было бы в Удельной такого чудесного Храма, в котором сейчас и в дальнейшем будут возноситься молитвы к Богу». Было бы хорошо возродить подобную традицию награждения архитектора от имени общины и в современной практике храмоздательства, что послужило бы стимулом для архитекторов соединять заботы о благолепии храма с разумной расчетливостью в расходовании средств.

0 коммент.:

Отправить комментарий