четверг, 7 января 2010 г.

история удмуртии

Христианство— одна из наиболее распространенных религий мира. В лице различных церквей и сект оно господствует в Европе и Америке, имеет весомые позиции в Африке, Океании, а также в ряде регионов Азии.

В Прикамье христианство пришло вместе с переселенцами в 15-16 в.в. Удмурты, марийцы, коми и другие народы были язычниками и сопротивлялись христианским миссионерам, не воспринимая сразу новую веру. В середине 16 века в прикамских селениях Крымская Слудка, Вознесенское (нынешний Сарапул), Каракулино и Колесниково поднялись первые на этой земле деревянные храмы. Чуть позже появились и монастыри.

В 18 веке в Вятской губернии началось повсеместное обращение всех иноверцев в христианскую веру. Вот тогда-то и в Прикамье начали быстро строить церкви. Наличие сельского храма—признак жизненного благополучия. Есть церковь, и деревня возвышается до ранга села. Уже можно проводить один, а то и три (по количеству престолов) престольный праздник. А к такому празднику обычно открывалась еще и традиционная ярмарка на площади у церкви. Строительство церкви, ее украшение—все это сплачивало крестьян.

Первый чисто удмуртский приход был основан только в 1714 году в селе Елово на реке Чепце. Именно из этого села вышли многие просветители здешнего края, знатоки удмуртского языка, составители грамматик и словарей, букварей.

Основатель села Елово, выдающийся миссионер игумен Феодот (Ившин) с почетом захоронен прямо в храме возле правого клироса. В этом храме служили его сыновья и внуки, а также другой замечательный просветитель Захарий Кротов, автор новой грамматики и словаря удмуртского языка. Главным же просветителем удмуртов стал митрополит Казанский Вениамин.

В истории архитектуры Удмуртии культовое зодчество—самый развитый и богатый творческими достижениями вид. Вся совокупность этих памятников делится на три группы. Их активное бытование совпадает с пиками развития миссионерских процессов на тех или иных цивилизационных направлениях. Храм—это еще и факт истории.

1790—1820-е годы «Вятское барокко». Распространение этого стиля, плавно вошедшего за тем в ранний классицизм, велось из губернского центра. В основе проекты губернского архитектора Ф. М. Рослякова или близкие им «образцы». Холодный храм имел граненные широкие купола и ярусное венчание малым восьмериком. Лучшие храмы в Елове (1795 г.), Нечкине (1807 г.), Укане (1823 г.).

1807-1820-е годы. Классицизм. В храмы впервые стали включатся в одностильную среду капитальных светских зданий. Впервые же использовались проекты местных архитекторов столичной школы. Региональную самобытность среды определила связь с прикамской ветвью школы А. Д. Захарова. Его ученики—архитекторы Камских заводов С. Е. Дудин (Ижевск) В. Н. Петенкин (Воткинск). Выдающееся значение имеют шедевры С. Е.Дудина: храмы в Ижевске— собор Александра Невского (1823 г. Соавтор А.Д. Захаров), Сарапул—Петра и Павла (1824 г.), Яромаске (1834 г.), Вавоже (1835 г.), Мазунине (1836 г.).

1880—1910-е годы. Русский стиль. Это самая обширная и протяженная во времени группа храмов наиболее ярко представлена творчеством И.А.Чарушина. Выявлено 53 его разработки для храмов Удмуртии.

В начале 20 века в Удмуртии действовали свыше 300 церквей, молитвенных домов и часовен; действовали 2 монастыря в г. Сарапуле (Благовещенский женский и Иоано-Предтеченский мужской), несколько подворий (Воткинский завод, Бурановская лесная дача), женских общин (с. Шаркан, д. Забегалово), 2 противораскольнические мисии в Глазовском уезде. При церквях были открыты церковноприходские, миссионерские и воскресные школы, школы грамоты, общества трезвости, библиотеки, богадельни.

В начале 20 века в Удмуртии сложилась стройная церковная структура, влившаяся в общероссийскую церковную иерархию. Русская православная церковь занимала прочные позиции и располагала большими как материальными, так и духовными возможностями: богослужебных зданий насчитывалось 484, священнослужителей–1097.

При советской власти были разграблены и закрыты почти все православные церкви Удмуртии. Кафедральный Александро–Невский собор в Ижевске лишился тогда не только крестов, но и всех своих вертикалей. В нем открылся кинотеатр. С Петропавловского собора в Сарапуле сначала сбросили царь-колокол, а потом в его стены въехал хлебозавод. Во многих селах приходские храмы стали клубами или библиотеками, если их не постигла печальная участь Михайловского собора или кафедрального собора в Глазове, также разрушенного до основания. Грандиозную церковь в Мазунине начисто разграбили комсомольцы, и стоит он до сих пор без дверей и крыши.

Как ни тяжелы испытания, выпавшие на долю святых камней, судьбы людей еще трагичнее. Преследования большевиков и гонения за веру окончательно сплотили в несчастье и православных, и язычников. Жертвами репрессий стали так или иначе все священнослужители, и прежде всего местные иерархи.

Епископа Сарапульского Амвросия (Гудко) летом 1918 года судили за «контрреволюционные деяния», владыко был замучен в застенке, тело его брошено в Каму. В 1932 году осудили на 10 лет концлагерей епископа Синезия – и он бесследно исчез. Судьбу его разделил другой духовный лидер, епископ Глазовский Виктор (Островидов)

Самая крупная фигура среди репрессированных в довоенное время удмуртских священнослужителей – архиепископ Сарапульский Алексий (Кузнецов). На тянувшихся одиннадцать месяцев изматывающих допросах 63-летний архиепископ не был сломлен. Он не отрекся от веры, не показал ни на кого из единоверцев, не признал своих «преступлений». Новомученика казнили в Ижевске 18 ноября 1938 года.

Рядом со своими пастырями мученический крест несли десятки рядовых священнослужителей и церковных активистов.

В настоящее время полностью восстановлен силуэт Александро – Невского собора в Ижевске, возрождается старинный храм в Елове. Открываются новые приходы. По данным канцелярии Ижевско – Удмуртского епархиального управления на 1 января 1999 года на территории Удмуртской республики действует 46 храмов, 36 молитвенных домов.

0 коммент.:

Отправить комментарий