среда, 13 января 2010 г.

Сохранение архитектурно-художественного достояния Церкви


Сохранение архитектурно-художественного достояния Церкви

Вступление в силу Федерального закона от 30 ноября 2010 г. No. 327-ФЗ “О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности”, позволяющего религиозным организациям получать в пользование практически любые, сколь угодно древние и ценные храмы вместе с находящимися в них фресками, иконами и различными элементами убранства, стало вызовом для Церкви и общества. Удастся ли сохранить наследие, переходящее из рук государственных хранителей в руки новых пользователей?

Законодательство в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)
Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в ст. 3 говорит об объектах культурного наследия, которые являются недвижимым имуществом особого рода и с особым правовым режимом.
Согласно указанной статье к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, в т.ч. религиозного назначения, относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, эстетики, социальной культуры и являющиеся источниками информации о развитии культуры.
Объекты культурного наследия религиозного назначения в соответствии с указанным законом подразделяются на следующие виды:
памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (церкви, колокольни, часовни и другие объекты, специально предназначенные для богослужений); мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (далее - объекты археологического наследия);
ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений: храмовые комплексы, монастыри, подворья, некрополи;
достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе фрагменты градостроительной планировки и застройки; места совершения религиозных обрядов.
Объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения:
объекты культурного наследия федерального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;
объекты культурного наследия регионального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;
объекты культурного наследия местного (муниципального) значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.
Таким образом, под памятниками истории и культуры понимаются только объекты недвижимого имущества.
Однако многие из зданий и сооружений находятся в таком разрушенном состоянии, что их трудно назвать памятниками истории и культуры. Возникает вопрос, относятся ли разрушенные здания к памятникам культуры и какой процент разрушения необходим для того, чтобы констатировать их полное физическое уничтожение. Представляется, что этот вопрос должен быть решен в законодательстве более четко.
Объекты, признаваемые памятниками истории и культуры, подчиняются особому правовому режиму и находятся под особой правовой охраной. Для того, чтобы тот или иной объект получил особую правовую охрану, необходимо чтобы он был признан таковым в установленном законом порядке. При этом следует иметь в виду, что каких либо объективных признаков для признания их таковыми не существует. Каждый раз этот вопрос решается в индивидуальном порядке на основании заключения специалистов.
Памятники истории и культуры могут находиться в собственности любого субъекта гражданских прав, однако большая часть памятников истории и культуры находится в федеральной государственной собственности. О слабых возможностях государства предоставить адекватную охрану памятникам культуры свидетельствует тот факт, что за последние десять лет Россия по данным Министерства культуры утратила 346 памятников федерального значения.
В связи с этим давно ставился вопрос о необходимости передачи памятников культуры из федеральной собственности в собственность других субъектов гражданского права.
Особый режим был установлен для объектов культурного наследия религиозного назначения. Так, согласно п. 2 ст. 50 Закона об объектах культурного наследия объекты культурного наследия религиозного назначения могут передаваться в собственность только религиозным организациям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3 декабря 2010 года вступил в действие Закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Каким образом религиозные организации будут осуществлять должную сохранность передаваемых государством церковных ценностей – вопрос, который волнует не только музейных работников, но и сами церковные организации. С сохранностью и доступностью музейного фонда сегодня большие проблемы. Отчуждать предметы религиозного назначения от храма далеко не всегда оправданно. В экспозиции находится от 3 до 5 процентов музейных коллекций, всё остальное лежит в запасниках, доступ в которые весьма затруднен. Однако в Церкви хранение культурных ценностей налажено не лучше. Кражи икон из храмов перестали быть чем-то исключительным, реставрация ведется с серьезными ошибками и издержками, во многих епархиях нет никаких контролирующих реставрационную деятельность органов. Забота о сохранении культурного наследия до сих пор не осознана как задача всей Церкви.

Существующая государственная система охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)
Под государственной охраной объектов культурного наследия в Федеральном законе N 73-ФЗ понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с Федеральным законом.
В соответствии со статьей 8 Закона религиозные объединения вправе оказывать содействие федеральному органу исполнительной власти, специально уполномоченному в области государственной охраны объектов культурного наследия, в сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в соответствии с законодательством Российской Федерации
Контроль за сохранностью объектов культурного наследия осуществляет образованная в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 N 301 Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, которая является федеральным органом исполнительной власти. Она находится в ведении Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации. Согласно п. 5.1.3 указанного постановления она осуществляет государственный контроль за сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Источниками финансирования мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия являются: 
федеральный бюджет; 
бюджеты субъектов Российской Федерации; 
внебюджетные поступления. 
На заседании рабочей группы при президенте РФ по вопросам восстановления объектов культурного наследия религиозного назначения, прошедшем 17.06.2011 в Кремле, Патриарх Кирилл рассказал о проблеме финансирования реставрации разрушенных святынь России. Сегодня в рамках федеральной целевой программы «Культура России (2006—2011 годы)» выделяется 1,2—1,4 млрд рублей в год на более чем тысячу только религиозных объектов, которые необходимо восстанавливать. В реальности  на восстановление церквей и монастырей необходимо около 100 млрд рублей. Озвучив сумму в 100 млрд, при всех оговорках, что никто не просит выделить такие деньги в ближайшее время, Патриарх Кирилл подчеркнул, что «нужно соотносить финансирование с реальными потребностями». Патриарх считает, что если уровень вложений останется таким же, то пока будут восстанавливаться одни памятники, многие другие будут окончательно утрачены. Находящиеся в руинах храмы просто не смогут дождаться своей очереди — примеры можно найти в Ярославской и даже Московской областях.
«Что касается сохранения нашего культурного наследия, то это, конечно, в первую очередь забота государства, хотя не следует снимать ответственность и с Церкви, и с соответствующих институтов гражданского общества», — подчеркнул Предстоятель на заседании в Кремле.
Чтобы сделать программу «Культура России» эффективнее, Патриарх уже дал архиереям указание сократить перечень заявок и сконцентрироваться на тех объектах, которые уже начали реставрировать. «Нам лучше довести до конца то, что мы начали, чем брать новые объекты и таким образом подвергать риску всю программу», — подчеркнул он.
Патриарх также не исключил возможности выделения других приоритетов при выборе храмов, требующих реставрации. Например, можно больше внимания уделять восстановлению храмов, история которых привязана к историческим именам, датам, событиям, предложил Патриарх. Также разумно восстанавливать памятники, ставшие центрами паломничества и туризма.
В Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия. 
Реестр представляет собой государственную информационную систему, включающую в себя банк данных, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования, методов и формы ведения реестра. 
Сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия при формировании и ведении государственного земельного кадастра, государственного градостроительного кадастра, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию. 
В соответствии с Федеральным законом реестр формируется посредством включения в него объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение о включении их в реестр, а также посредством исключения из реестра объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение об исключении их из реестра, в порядке, установленном Федеральным законом.
В соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» разработан Свод реставрационных правил (СРП - 2007), включающий в себя рекомендации по всем видам научно-исследовательских, изыскательских, проектных  и производственных работ, направленных на исследование и сохранение объектов культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.
Свод реставрационных правил отвечает  требованиям  Распоряжений Федеральной службы по надзору за соблюдением   законодательства в области охраны  культурного наследия (Росохранкультуры).
Однако наличие подобного документа не дает гарантии профессионального подхода к реставрации культурного наследия. Защитить памятники России от… реставраторов. Такой призыв прозвучал на пресс-конференции, которую провели в Москве ведущие специалисты отечественной реставрационной отрасли. И это не парадокс. Пока государство доверяет восстановление шедевров архитектуры и искусства непрофессионалам – культурное наследие страны находится под угрозой. Причина – в несовершенстве законодательства. Согласно 94-му федеральному закону, принятому в 2005-м году, должен проводиться конкурс среди реставрационных фирм. Выиграть его могут все, у кого есть лицензия, получить которую не так сложно. В результате один и тот же объект реставрируют совершенно разные организации. Есть фирмы, которые специализируются на выигрывании конкурсов и потом продают субподряд исполнителям. Если раньше проблема была в том, что на реставрацию не было денег, и памятники разрушались от времени, то теперь деньги есть, но каждый год достаются разным фирмам. Шедевры древнерусской архитектуры гибнут от слишком частой смены «опекунов», которые ради лакомого кусочка – уменьшают сроки работ, занижают цены.
Закон создавался для того, чтобы избежать коррупции в распределении госзаказов. Но на практике привел к появлению фирм-однодневок, которые заинтересованы не в сохранении памятников, а только в освоении бюджетов. Георгиевский Собор в Юрьев-Польском сейчас реставрируют профессионалы, но они пришли слишком поздно, когда предыдущие этапы реставрационных работ уже были проведены – неправильно или не были выполнены вовсе. Таких примеров – десятки.

Церковная система охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)
Государственная система охраны объектов культурного наследия при всех своих достоинствах не вполне соответствует церковной специфике. Несмотря на зачастую подвижнический труд работников государственной системы,  реальные человеческие и материальные ресурсы самой этой системы далеко не соответствуют масштабам того, что по существующему законодательству подлежит охране. В связи с этим было бы целесообразно подумать о создании собственно церковной системы сохранения архитектурно-художественного достояния Церкви.
И хотя Закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» не предусматривает передачу религиозным организациям музейных предметов церковного искусства, кроме случаев совмещения функций храма и музея, встает вопрос: кем эти предметы церковного искусства будут сохраняться? Где и какие будут нужны помещения для экспозиций и хранения? Какой режим охраны потребуется? Что такое изготовление капсул для хранения отдельных святынь? Как организовать мониторинг состояния икон? Кто, как и где будет вести реставрационные работы такого значительного объема?
Церкви нужна целая система, которую предстоит создать практически с нуля. Парадокс же заключается в том, что сегодня в Церкви нет даже соответствующего административного учреждения. Между тем, еще в 2006 году в ходе консультаций между Управлением делами Московской Патриархии и Росохранкультурой звучали предложения по созданию Синодального отдела, в котором два основных подразделения занимались бы движимым и недвижимым имуществом соответственно. Предполагалось, что такой синодальный отдел мог бы работать в тесном сотрудничестве с Росохранкультурой и его территориальными управлениями.
На встрече Святейшего Патриарха Кирилла с представителями музейного сообщества России 29 августа 2010 г. в Спасо-Андрониковом монастыре Святейший Патриарх отметил необходимость выработки механизмов взаимодействия религиозных организаций с музейным сообществом. «Мы с вами вступили в тот период, когда нужно сообща решать все эти вопросы - сохранения, использования, научной экспертизы, - сказал Святейший Патриарх Кирилл, особо отметив, что речь не идет о пересмотре имущественных прав. - Мы должны, ни в коем случае не разоряя музейные коллекции, не нанося никого ущерба нашим музеям, одновременно позаботиться о том, чтобы святыни стали доступны нашему верующему народу и чтобы они сохранялись достойно - как в храмах, так и в музеях. Очень надеюсь, что уважаемые представители музейного сообщества откликнутся на мое приглашение взаимодействовать с церковной комиссией (Комиссия по взаимодействию Русской Православной Церкви с музейным сообществом при Патриаршем совете по культуре)».
«Перед нами стоит одна цель - сохранить, приумножить и дать возможность нашему народу и духовно, и эстетически питаться великой традицией русского искусства», - заключил Святейший Патриарх Кирилл.

М.Ю. Кеслер. Благолепие и экономика в современном храмоздательстве.


Предлагаем вниманию читателей разговор о двух необходимых сторонах храмоздательства – создание  благолепия храма и  экономичность принимаемых решений.
В данной публикации даются рекомендации по рациональным архитектурно-строительным решениям современных приходских храмов, которые не противоречат задаче создания необходимого благолепия храма.

Архитектор М.Ю. Кеслер


Благолепие и экономика в современном храмоздательстве

Православный храм – место молитвенного предстояния перед Богом, образ дома Божьего, преображенной Вселенной, Царства Небесного, а также человека, созданного по образу и подобию Божию.
Вселенная и человек – микрокосмос созданы Творцом не только прекрасными, но и рационально-целесообразными, где нет ничего лишнего и красота заключается, прежде всего, в гармонии частей и целого. То же должно быть и в архитектуре храма.  Благолепие должно сочетаться с рациональностью и экономичностью архитектурно-строительных решений и элементов убранства храма. Высокое назначения храма обязывает храмоздателей относится к созданию храма с максимальной ответственность, использовать все самое лучшее, чем располагает современная строительная практика, все лучшее из средств художественной выразительности, однако эта задача должна решаться в каждом конкретном случае по своему, помятуя слова Спасителя о драгоценности и двух лепт, принесенных от всего сердца.
Задача экономичности в храмоздательстве должна решаться на всех уровнях: от стадии предпроектных решений до окончательной отделки и элементов убранства храма.
На начальной стадии проектирования необходимо предусмотреть перспективное развитие храмового комплекса, строительство которого целесообразно разбить на несколько этапов. На первом этапе может быть построен небольшой храм-часовня, который впоследствии может быть использован в составе храмового комплекса как крестильный или водосвятный. Далее может быть построен церковно-причтовый дом и начаться строительство основного храма. Впоследствии храмовый комплекс может быть дополнен зданиями иного назначения в соответствии с задачами прихода. Составляя заранее генеральный план всего комплекса с учетом перспективного строительства, мы заранее учтем, как проложить по отведенной территории инженерные коммуникации, чтобы их впоследствии не пришлось перекладывать, а их мощность должна быть заранее рассчитана на потребности всех будущих зданий. Хотя на первом этапе это и несколько удорожит их строительство, однако впоследствии мы лишимся дорогостоящих переделок.
Для удешевления и сокращения сроков проектирования храма и других элементов храмового комплекса можно рекомендовать воспользоваться выпущенным Центром Проектной Продукции (ФГУП ЦПП) сборником каталожных листов, включающим более 40 проектов деревянных и каменных храмов различной вместимости, звонниц, часовен и церковно-причтовых домов, разработанных в период 1990-2003 гг. По каждому из проектов, представленных в Сборнике, приводятся: общие данные о разработчике проекта, общий вид и краткое описание объекта с основными показателями, схемы планов и фасадов. Помещенная в Сборнике информация позволяет получить необходимые сведения о разработанных проектах с целью оценки возможности их использования в качестве «образца». В случае выбора подходящего проекта, заказчик может обратиться к разработчику проекта для заключения договора на проектирование с использованием готовой проектной документации и ее корректировкой в соответствии с конкретными условиями строительства. При использовании приведенных в Сборнике готовых и апробированных на практике проектов сокращаются финансовые затраты и время на разработку и согласование новых проектов.
Для контроля за качеством проектных решений, разрабатываемых проектной организацией, которая, может быть, впервые сталкивается с задачей проектирования храма, можно рекомендовать заказчикам воспользоваться выпущенными ФГУП ЦПП нормативно-методическими материалами.
В 1999 году Госстроем России был утвержден Свод Правил СП 31-103-99 «Здания, сооружения и комплексы православных храмов». Ввиду того, что в силу специфики документа, там были приведены в сжатой форме лишь сами правила, для практики православного храмоздательства требуется расширенное разъяснение этих правил и более полный охват темы, в том числе рекомендаций и примеров, представленных в иллюстративной форме. Эту задачу решает Пособие по проектированию и строительству «Православные храмы и комплексы». В Пособии отражены вопросы проектирования вновь сооружаемых и реконструируемых зданий православных храмов, часовен, звонниц,  помещений домовых церквей, зданий вспомогательного назначения, входящих в храмовые комплексы, а также самих комплексов.
В Пособии приведены сведения по рациональным объемно-планировочным и конструктивным решениям, внутреннему убранству православных храмов, системе развески колоколов и т.д. В разделе, посвященном конструктивным решениям, большое внимание уделено таким специфическим элементам, как арки, своды, купола и главки храма, а в разделе инженерных систем - вопросам оптимальных решений по отоплению и вентиляции храмов с учетом их неординарной структуры и режима использования. В Пособии приведен также порядок разработки, согласования, утверждения и состав проектной документации на строительство зданий, сооружений и комплексов православных храмов на основе церковных требований, законодательных и нормативных актов Российской Федерации. Там указан и порядок действия церковной общины в инвестиционном процессе строительства храма.
На предпроектной стадии, когда заказчик совместно с проектировщиком определяют основные идеи будущего проекта, можно рекомендовать следующее.
Во-первых, необходимо определиться с требуемой вместимостью храма. Наиболее характерна для приходского храма вместимость около 6оо человек, что соответствует посещаемости храма в праздничные дни. Для храмов такой вместимости не требуется устройство механической вентиляции, дорогих устройств пожаротушения. Их сравнительно небольшой объем не потребует значительных затрат на обогрев в холодное время. Чтобы разместить народ в большие праздники, можно предусмотреть в проекте наличие закрытых гульбищ с западной, северной и южной сторон храма, в которые могут отворяться широкие дверные проемы собственно храма. В обычные дни пространства гульбищ, которые не требуют затрат на отопление и вентиляцию, могут служить удобной рекреацией для прихожан с маленькими детьми, которым трудно выстоять службу полностью.
Во-вторых, следует рассмотреть вариант использования пространства котлована, который образуется при устройстве фундаментов. Как правило, подошва фундаментов устраивается на отметке порядка 1.8-2.0 метра от уровня земли. Так как храм традиционно приподнимается над уровнем земли, то при его подъеме на один метр, под храмом образуется пространство высотой до трех метров, которое может быть использовано для тех помещений, которые, как правило, размещаются в отдельно стоящем здании причтового дома. При этом в цокольной части, выступающей над уровнем земли, могут быть организованы окна для освещения помещений цокольного этажа. В храмах средней вместимости ширина храма будет составлять 12-15 метров, что позволит разместить требуемые помещения вдоль наружных стен с центральным коридором, обеспечивая им необходимую освещенность и проветривание. На рис. 1 приведен пример планировки цокольного этажа приходского храма в селе Константиново Московской области, где размещены: комната священника, ризница, трапезная и классы воскресной школы, куда ведет отдельный вход с улицы, а по лестничной клетке имеется связь с притвором храма.
В третьих, необходимо проследить за тем, чтобы пространство храма было использовано эффективно, но при этом организовано в соответствии с символикой отдельных зон храма и их функциональным назначением. Так как в православном храме главенствующее значение имеет центральное подкупольное пространство, наиболее высокое, увенчанное световым барабаном и изображением Спасителя на своде, вокруг которого организуются в иерархическом соподчинении все остальные пространственные ячейки храма, то высота храма может понижаться от центра к боковым ячейкам, где размещаются притворы, что создаст динамичный силуэт храма снаружи и позволит значительно уменьшить внутренний отапливаемый объем храма по сравнению с решением всего внутреннего пространства одной высоты. Если по архитектурным соображениям целесообразно иметь цельный кубической объем, то по северной и восточной сторонам храма можно разместить антресоль для дополнительного размещения прихожан. Пример такого решения дан на рис.2 – конкурсный проект приходского храма в г. Череповец.
Целесообразно устройство кровли по типу «позакомарного» покрытия, когда кровля устраивается прямо по сводам и не имеет собственного профиля и конструкции, усложняющей и удорожающей строительство. Также нежелательно использование такого типа храма, как «под колоколы», где ради того, чтобы разместить звонницу в центральной главе, требуется устройство ложного свода и значительного дополнительного объема храма для размещения лестницы, ведущей на такую звонницу.
При выборе конструктивного решения и материала несущих элементов храма, можно рекомендовать следующее.
Основные несущие конструкции храма должны быть максимально долговечными и выполняться из соответствующих материалов. Ни в коем случае нельзя применять те конструктивные решения наружных стен, которые сегодня широко используются в строительстве гражданских зданий. Имеется в виду трехслойная конструкция стены с эффективным утеплителем внутри типа ПСБ или минераловатных плит. Для храма стены должны быть выполнены из сплошного кирпича, толщина которых для средней полосы России может быть ограничена всего 640 мм. согласно рекомендациям Стандарта АВОК. Требования энергоэффективности не распространяются на здания храмов ввиду нестационарного режима их использования (Письмо Госстроя России N 9-23/418 от 17.05.2004).
Для внутренних несущих конструкций: столбов, арок, сводов и куполов может использоваться монолитный бетон. Использование в опалубке фанеры позволяет получить идеальные поверхности, не требующие оштукатуривания. Достаточно такую поверхность только отшпаклевать, а современные «каймовские» краски позволяют производить роспись и по бетонной поверхности. Может быть использована и смешанная технология сооружения арок, когда по кружалам выкладывается кирпичный короб, служащий опалубкой, а его сердцевина заполняется армированным бетоном, воспринимающим распор кирпичных арок и сводов. Избежать сложности кирпичной кладки парусов можно применяя способ торкретбетонирования по металлическому сварному каркасу, выгнутому по проектным радиусам.
При выборе вариантов устройства систем инженерного обеспечения храма следует иметь ввиду следующее.
Для вентиляции приходского храма Стандартом АВОК предусматривается использование системы естественной вентиляции через открываемые светопроемы при обеспечении нормативного воздухообмена 20 м3/(ч.чел.). Проектирование механических систем может быть предусмотрено лишь при соответствующем обосновании.
При организации воздухообмена, для того, чтобы забирать воздух из нижней зоны храма и выбрасывать его над кровлей, в качестве воздуховодов могут использоваться как каналы в кладке наружных стен, так и срединные полости монолитных столбов, как это предусмотрено и в храме села Константиново (см. рис.1).
Для отопления храмов возможно применение системы водяного, воздушного, электрического, печного отопления в зависимости от местных условий. Сегодня начинается достаточно часто использоваться система отопления с использованием напольных низкотемпературных панелей, так называемый «теплый пол». Преимуществом теплого пола является равномерное распределение тепла в пространстве нижней зоны храма, где размещаются молящиеся, быстрое высыхание поверхности пола в непогоду. Однако устройство такого пола требует некоторого усложнения при решении проблемы температурного расширения материала поверхности пола. Для уменьшения расходов на отопление можно рекомендовать применение системы автоматического регулирования поступления теплоносителя в зависимости от изменения температуры наружного воздуха, а также устройство местного отопления мест постоянного пребывания: в алтаре и за свечным ящиком. Следует подумать и об организации светопроемов в наружных стенах. Их расположение в верхней зоне храма не только соответствует канонической традиции, рассматривающей наружный свет как образ Божественного, небесного Света, но позволяет также создать комфортную среду в зоне расположения молящихся и организовать естественную вытяжку из верхней зоны. Общий размер светопроемов должен обеспечивать требуемый воздухообмен при естественной вентиляции храма и не быть слишком большим для уменьшения теплопотерь. Пространство храма не должно быть слишком светлым, так как большая роль играет смена его освещения по ходу богослужения, которая обеспечивается источниками искусственного света.
Для улучшения акустического режима при размещении хора на антресоли у западной стены храма целесообразно устройство специального акустического экрана, расположенного невысоко над местом размещения хора, отражающим звук и равномерно распределяющим его по всему пространству храма.
При выборе материалов внутренней отделки храма рекомендуется следующее.
Экономичным и хорошим в эксплуатации является пол из плит камня доломита. Он достаточно теплый и обладает нейтральным цветом, общий фон которого может быть дополнен небольшими вставками из мрамора различных оттенков. Оконную столярку лучше делать дубовую, а не использовать современные стеклопакеты, замена которых в будущем может оказаться проблематичной.
Кирпичные стены оштукатуриваются с выравниванием поверхности под роспись, а если имеются внутренние бетонные поверхности, то при отсутствии на них значительных дефектов, они, как было сказано выше, только шпаклюются. Роспись храма рекомендуется производить лишь после того, как кирпичная кладка полностью просохнет. При излишней торопливости дорогостоящая роспись по невысохшим стенам может быть испорчена грибком.
При выборе материала для иконостаса и его архитектурной композиции следует руководствоваться выбранной стилистикой самого храма и организацией пространства интерьера. В сравнительно небольшом по габаритам приходском храме для уменьшения впечатления затесненности целесообразно применение достаточно невысокого и при этом экономичного иконостаса с тем, чтобы зрительно объединить пространство средней части храма с пространством алтаря. Роспись конхи алтарной апсиды в таком случае будет включена в общую систему росписи храма. Предпочтение следует отдавать тябловому иконостасу, в котором главная роль будет принадлежит иконам, а дорогостоящая резьба – иметь подчиненное значение.
В наружной отделке храма рекомендуется использовать не оштукатуривание поверхности кирпичных стен, а их обмазку по типу отделки древнерусских храмов с их живой поверхностью, на которой различима кирпичная кладка. Сегодня практически невозможно достать качественной извести, которую использовали для обмазки стен наши предки, однако мы имеем возможность использовать современные долговечные и хорошо наносимые на поверхность кирпичной кладки «каймовские» обмазочные составы на силикатной основе. Такой способ отделки подразумевает использование для кладки наружных поверхностей стен не дорогостоящего облицовочного кирпича, а простого, кладочного, неровная поверхность которого нам как раз и необходима для создания «живой» стены. В случае выбора способа оштукатуривания стен следует помнить о недопустимости применения цементной штукатурки, которая задерживает выход водяных паров из толщи стены и ведет к ее постепенному разрушению.
При выборе кровельного материала рекомендуется не экономить, а сразу использовать медные листы, долговечность которых окупит первоначальные затраты. В отдельных случаях при необходимости введения определенного цвета кровли в общую цветовую гамму храма, в качестве кровельного материала могут использоваться стальные листы с заводским термическим покрытием цветной пластиковой пленкой любого цветового оттенка.
Главы и кресты, венчающие храм, играют роль не только главного композиционного элемента во всем облике храма, но и имеют важное символическое значение. Поэтому чрезвычайно желательно применение традиционной позолоты, а не широко используемого сегодня тринитротитана, имитирующего золото, листы которого часто обтягивают главу, выполненную иногда из пластика, долговечность которого вызывает сомнение. К тому же Церковь не признает никакой лжи в своей среде, поэтому применение дешевых подделок крайне нежелательно. Если сегодня нет достаточных средств, лучше оставить главу, покрытую медными листами, а позолотить ее можно и позже.
В дореволюционное время существовала практика награждения архитектора, осуществлявшего проектирование вновь построенного храма особой грамотой, в которой отмечались его заслуги. Так, например, после возведения храма во имя Святой Троицы в подмосковном поселке Удельная, которая была построена в 1887 году по проекту архитектора С.С.Эйбушитца всего за 4 месяца, ему от имени попечительского совета была преподнесена роскошно оформленная грамота, где, в частности, говорилось: «Ваши труды и заботы о благолепии Храма, соединенные с разумной расчетливостью в расходовании средств, - все это заставляет нас глубоко ценить Вас и во всеуслышание засвидетельствовать: не будь Вас, - не было бы в Удельной такого чудесного Храма, в котором сейчас и в дальнейшем будут возноситься молитвы к Богу». Было бы хорошо возродить подобную традицию награждения архитектора от имени общины и в современной практике храмоздательства, что послужило бы стимулом для архитекторов соединять заботы о благолепии храма с разумной расчетливостью в расходовании средств.

РЕСТАВРАЦИЯ И РЕМОНТ ХРАМОВ

РЕСТАВРАЦИЯ И РЕМОНТ ХРАМОВ


Мы продолжаем нашу рубрику «В помощь настоятелю», где предлагаем нашим читателям практические советы и рекомендации по широкому кругу вопросов, с которыми приходится сталкиваться настоятелю, членам причта и старостам. В этом номере мы предлагаем вниманию читателей вторую статью архитектора-реставратора Андрея Сергеевича Тутунова (первая статья «Кирпичные храмы в аварийном состоянии» была опубликована в: ЖМП. 9). Наша цель - дать общее систематизированное представление о том, как необходимо вести реставрационные, восстановительные и строительные работы на приходе или в монастыре.
АРХИТЕКТУРНАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА РЕСТАВРАЦИИ

Андрей Тутунов
Как и в предыдущей статье, я обращаю внимание только на те вопросы, которые чаще всего возникают у прихода. Если приход заключает договор с реставрационной организацией, то последняя должна предоставить всю документацию в соответствии с действующими нормативами, а также обес­печить архитектурный и, возможно, инженерный надзор во время ведения работ.
Приведенный ниже перечень затрагивает только вопросы, связанные с архитектурной частью проекта реставрации:
1.    Выбор реставрационной организации, архитектора.
2.           Обмерные чертежи.
3.           Эскизный проект.
4.           Рабочие чертежи.
Нельзя обойти молчанием также и разногласия, наиболее часто возникающие между архитектором и заказчиком, в данном случае — архитектором и настоятелем, или архитектором и приходским советом. Кроме этого, я хотел бы предложить одно из архитектурных решений, когда от храма осталась только колокольня, что встречается достаточно часто.
ВЫБОР ПРОЕКТНО-РЕСТАВРАЦИОННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И АРХИТЕКТОРА
При выборе проектной организации перед настоятелем возникает множество проблем, порожденных нашим смутным временем.
В конце 1980-х и в последующие 90-е годы практически полностью развалились государственные реставрационные организации. Образовалось множество «ООО» и частных архитектурных мастерских, уровень профессионализма которых весьма различен. Часть архитекторов-реставраторов из-за отсутствия достаточного финансирования реставрации ушла в современное проектирование. В результате общий уровень подготовки архитекторов-реставраторов, а также качество проектов часто оставляют желать много лучшего.
Не последнюю роль здесь играет коррупция. Многим настоятелям известно, что в администрациях городов им зачастую практически в приказном порядке рекомендуют обратиться к какому-то конкретному архитектору или организации. И, к сожалению, далеко не всегда такая рекомендация основана на высоком профессионализме рекомендуемых...
Если вам порекомендовали какого-либо архитектора или организацию, не торопитесь заключать с ними контракт. Проверьте их с административно-правовой стороны, обязательно побывайте в отреставрированных ими храмах, выясните, сколько времени существует эта организация, то есть сделайте то же самое, что и при выборе инженерной организации. Нередко проектные организации предлагают услуги по подбору смежных проектных организаций, например, инженерно-строительных фирм или разного рода специалистов. Не торопитесь соглашаться в надежде на то, что с вас снимается часть забот. В результате за те же проекты по сантехнике или электрике вы будете вынуждены заплатить в два-три раза больше.
Хотелось бы предупредить об одной весьма распространенной ошибке. Не всегда архитектор, имеющий стаж 20 и более лет, обладает достаточным профессиональным уровнем. 90-е годы выплеснули на поверхность много и бездарных архитекторов, и просто проходимцев, которые не могли «развернуться» во времена профессионального контроля за архитектурной деятельностью. К сожалению, многие из этих людей устроились работать во всевозможные районные, областные и прочие управления культуры, организовали свои «ООО» и т.д. Последствия очевидны... С другой стороны, я встречал и немало хороших молодых архитекторов с относительно небольшим стажем работы. При этом все-таки нужно помнить, что архитектора, только что окончившего институт, лучше не назначать руководителем проекта. Как видите, вопрос очень сложный, поэтому не жалейте времени на поиски надежного проектировщика!
За последнее время мне встречались просто анекдотические ситуации, две из которых я хотел бы здесь привести из-за их типичности. На одном из приходов мне представили барышню лет 30, которую отрекомендовали как архитектора. После того как она ушла, я получил дополнительные пояснения: «Она у нас за архитектора, но и вроде как монашка, поэтому часто ездит по монастырям и на стройке часто отсутствует». Результатом проектной и строительной деятельности этой дамы была приходская школа с окнами в виде бойниц, треснувшая пополам через несколько месяцев после возведения.
В другом случае я проверял проект приходского архитектора. При рассмотрении проекта храма сразу стало очевидно, что своды над трапезной должны были бы рухнуть если и не в процессе строительства, то уж при первом богослужении обязательно. Когда я спросил, как он себе представляет систему работы сводов, горе-архитектор погрузился в глубокое молчание.
И в том и в другом случае я пытался выяснить, как можно было поручать проект дилетантам, и получал один и тот же ответ, «Он (она) один из самых старых прихожан нашего храма, и мы не хотим его (ее) обидеть». Кроме того, проекты были почти бесплатные — об этом не было сказано, но это подразумевалось. И никто, как правило, не задумывается о том, что безграмотность архитектора может повлечь за собой впоследствии дополнительные расходы в миллионы рублей.
Вывод напрашивается сам собой: членство в приходе и диплом об окончании художественного училища не могут быть основанием для проектировочной деятельности и ведения строительства.
ОБМЕРЫ И ОБМЕРНЫЕ ЧЕРТЕЖИ
Данный этап является обязательным и регламентирован законодательством.
На этом этапе работы разногласий практически никогда не возникает. Единственная проблема, с которой довольно часто приходится сталкиваться, это невозможность произвести полноценные обмеры из-за отсутствия возможности подняться на крышу храма, колокольню и т.д. Это затруднение возникает, если на храме нет лесов, а длина лестниц не позволяет подняться к обмеряемой части здания. Недостаток размеров, полученных путем измерений, приходится компенсировать работой с фотографиями, подсчетом рядов кирпича и прочими дедовскими способами. Для выпуска эскизного проекта реставрации, представляемого в государственные разрешительные органы, этого достаточно, но для обмеров деталей, а также для выпуска рабочих чертежей, архитектору необходим доступ к каждому участку как фасадов, так и интерьеров. Если есть возможность, желательно установить на обмеряемой части храма хотя бы небольшой фрагмент лесов или систему лестниц.
Практически всегда для выпуска эскизного проекта необходимо произвести обмеры скрытых архитектурных элементов: цоколя, засыпанного землей, остатков наличников, скрытых поздней штукатуркой и т.д. Для этого приход должен заранее выделить нескольких рабочих, которые по указанию архитектора выполнят необходимые работы по рытью шурфов или удалению фрагментов штукатурки. Желательно этот вопрос решить заранее, а не в последнюю минуту, что неизбежно влечет за собой потерю времени.
Кроме того, хотелось бы напомнить об очень важной проблеме — суровости нашего климата. Надо стараться организовать работы так, чтобы архитектору не пришлось вести обмеры поздней осенью и зимой. Производить обмеры здания при температуре даже в 5 градусов мороза — далеко не самое приятное занятие, при температуре минус 10-15 градусов с ветром (а на лесах, как правило, всегда ветер) больше двух часов выдержать трудно, ведь архитектор при обмерах двигается мало, быстро замерзает и становится практически нетрудоспособным. Из-за этого архитектор выезжает на объект не на полный рабочий день, а только на несколько часов, что может отразиться на смете.
Часто архитекторы в возрасте просто отказываются выезжать на обмеры в сильный холод. Вопрос может показаться, на первый взгляд, не очень серьезным, но он сильно влияет на сроки выдачи проектной документации. Поздней осенью обмерам также мешают дожди. И дело даже не в том, что архитектор промокает (хотя его тоже жалко), главное — промокает в течение 2-3 минут бумага, на которой он работает. Рисовать и писать на мокрой бумаге практически невозможно.
Не последним является и вопрос транспорта. Хорошо, если архитектор имеет собственную машину, если же машины у него нет, то желательно, чтобы приход взял на себя решение вопроса транспортировки архитектора к объекту и обратно.
Обмерные чертежи необходимы, в основном, архитектору, но настоятель всегда может попросить себе несколько копий. В любом случае том с обмерными чертежами будет предоставлен архитектором для подачи в государственные инстанции и заказчику.
ЭСКИЗНЫЙ ПРОЕКТ РЕСТАВРАЦИИ
Это также обязательный этап, регламентированный законодательством.
Именно на этом этапе часто начинаются разногласия между архитектором и приходом. Здесь я вынужден начать с констатации малоприятного факта: при общении со своими коллегами я регулярно слышу одну и ту же фразу: «Со священниками (тем более с игумениями женских монастырей) работать очень трудно — требований и самомнения масса, а платят плохо». К счастью, мнение, что в храме нужно работать исключительно «во славу Божию», сейчас встречается все реже. Хочу сразу оговориться, что полностью согласен с тем, что не только архитектор, но и каждый христианин, где бы он ни работал, должен работать во славу Божию, то есть, в первую очередь, добросовестно. Если он при этом желает выполнить свою работу бесплатно — это вопрос его личных возможностей и благочестия.
Наиболее часто встречающиеся разногласия — это разногласия из-за оформления фасадов и интерьеров.
1. Фасады
Многие храмы, особенно древние, за время своего существования подвергались значительным переделкам — достраивались колокольни, менялись главы, формы кровли и т.п. Существуют различные методы реставрации в зависимости от типа того или иного памятника. Этой теме посвящена обширная литература, как наша, так и зарубежная. Основная проблема, с которой сталкивается архитектор, это попытка прихода разобрать ту или иную часть храма и заменить ее другой по той причине, что архитектурный стиль постройки или какого-либо ее элемента не соответствует, с точки зрения прихода, «истинно православной архитектуре». Напротив, утраченные элементы часто пытаются восстановить в «православных русских формах», как их понимает настоятель и приходской совет. В основном это касается глав, крестов, дверей, штукатурного декора, иконостаса и др.
Завершение храма. Любой священник из курса семинарии должен помнить, что Православная Церковь признает все формы креста, а не только восьмиконечный.
Тем не менее постоянно приходится убеждать священника в том, что необходимо устанавливать крест той формы, которая соответствует архитектурному стилю храма. Поскольку? древних памятников у нас сохранилось мало и восстанавливаются, в основном, храмы XVIII — начала XX в., то достаточно часто встает вопрос об установке четырехконечного креста, иногда с полумесяцем в основании. Конфликты на этой почве стали уже общим местом в противостоянии архитектора и прихода.
Приведу два ярких примера: одна из старейших и опытнейших реставраторов России, проработавшая в реставрации более полувека, восстанавливала храм в Подмосковье. Юный, энергичный настоятель, только что закончивший семинарию, заявил почтенному реставратору, что предложенный ею крест он устанавливать не даст, так как это крест не православный. Убедить его в обратном стоило большого труда...
В данной ситуации победителем вышел архитектор, но, к сожалению, так бывает далеко не всегда. В одном из монастырей архитектурной комиссии так и не удалось убедить игумению установить на храм крест, исторические формы которого были документально зафиксированы и по которым он был выполнен.
Все это самодурство и, по сути дела, беззаконие прикрывается мнимым радением о чистоте Православия. Довольно часто звучащие заявления о том, что храм — это прежде всего храм, а потом уже памятник архитектуры, также свидетельствует о невысокой культуре говорящего. Правильнее было бы сказать, что храм — это и храм, и памятник архитектуры. Только совершенным отсутствием исторической памяти можно объяснить причины возникновения описанной выше проблемы.
Купола. Еще более странным является желание устанавливать купола «православной» формы. Однако и с такой проблемой мне тоже приходилось сталкиваться. Требование ставить, например, на ампирный храм, построенный в начале царствования императора Николая I, луковицу в стиле конца XVII в., очевидно, не нуждается в каких-либо комментариях. Можно лично любить или не любить тот или иной архитектурный стиль, но нельзя же возводить в ранг канона личные симпатии!
Покраска храма. Часто возникают проблемы с покраской храма. Сначала приведу наглядный пример: в Москве в 70-е годы теперь уже прошлого века был отреставрирован храм эпохи расцвета барокко. Как и многие храмы этой эпохи, он был богато декорирован снаружи — сложные карнизы, лепнина и т.п. В результате исследований было обнаружено, что первоначально стены храма были покрашены в темно-вишневый цвет. Весь декор был белым. После того как храм был передан приходу, его перекрасили полностью — включая зеленую крышу. В итоге храм стал весь белым, из-за чего пропал, стал практически невидим весь декор фасада, а кровля стала нежно-зеленой, «как травка». Купол же, согласно «открыточной» традиции, был выкрашен в небесно-голубой цвет. Получилась стандартная пошлость.
Покраска храма должна соответствовать эпохе строительства. В эпоху барокко были приняты одни цвета, в эпоху ампира — другие. Достаточно обратиться к специальной литературе, чтобы свести к минимуму подобные ошибки.
Я так подробно останавливаюсь на покраске, потому что ее часто производят без согласования с архитектурным надзором. Если же вы все-таки решили покрасить храм сами, то попытайтесь сначала найти следы первоначальной покраски. Чаще всего она сохраняется во внутренних углах, куда не попадает дождевая влага: под уличными подоконниками, в углах между стеной алтаря и собственно храма, стеной трапезной и стеной храма, под карнизами и в других малодоступных местах. Необходимо учитывать, что всегда имеется несколько слоев покраски и необходимо определить каждый цвет. Образцы берутся с разных мест храма. Цвет пигмента и его процентное содержание определяются не на глаз, а под микроскопом.
Проблема намного сложнее, если храм имеет несколько периодов строительства. Предположим, храм построен в эпоху барокко и основное поле стены было покрашено в глубокий вишнево-красный цвет. В эпоху ампира к храму пристроили трапезную и покрасили весь храм в распространенный в ампире желтый цвет, а в начале XX века к трапезной пристроили кирпичную неоштукатуренную колокольню. В какой цвет красить храм? Ответ в таком случае может дать только специалист.
Вопросы, связанные с цветом кровли, возникают при использовании металла, окрашенного в заводских условиях. На заводе цвет составляется при помощи специальной колеровочной машины, в него входит много разных пигментов. Чаще всего на рынок попадает металл, окрашенный в «модные» цвета или же цвета, характерные для автомобильной промышленности. Например, получить «традиционный» зеленый цвет бывает далеко не просто. Чаще всего он имеет оттенки синего спектра разной степени интенсивности. Поверхность металла при заводской окраске также выглядит как автомобильное крыло, правда с годами блеск исчезает и поверхность становится матовой.
При приобретении окрашенного металла желательно найти металл «чистого» цвета — без примесей большого числа других пигментов. Кроме того, обязательно покупайте металл сразу на всю покрываемую поверхность. Если вы будете приобретать металл разными партиями, то наверняка он будет разных оттенков. Это будет бросаться в глаза после того, как металл уложат на место.
Штукатурные элементы. Большой опасности часто подвергаются штукатурные элементы. Заказчик, случается, не понимает их значения для облика храма, они кажутся ему ненужными, излишними. Поэтому предпринимаются попытки как можно быстрее сбить сохранившиеся остатки и все «ровненько» заштукатурить.
Пристройки: разборка или новое строительство? Вопрос разборки того или иного позднего элемента или пристройки не нов. В довоенные годы и вплоть до начала 1970-х годов среди части реставраторов существовало мнение, что необходимо разбирать и уничтожать большую часть позднейших наслоений. Признаюсь, что и сам я в то время считал именно так. В ряде случаев это было, безусловно, оправданно, что хорошо видно на примере Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, собора Андрониевского монастыря в Москве и т.д.
Но в других случаях уничтожались трапезные и колокольни, пристроенные к древнему храму в эпоху ампира и позже. После того глобального уничтожения, которому подверглось наше архитектурное наследие, сегодня мало у кого из трезвомыслящих реставраторов поднимется рука снести, скажем, крыльцо конца XIX века, пристроенное к храму XVII века. Но теперь, увы, «болезнью» сноса поздних пристроек «заболели» приходские батюшки. Отцы, прошу вас, не повторяйте наших ошибок!
К сожалению, из-за распространения коррупции бывают случаи, когда приходы в обход епархиального начальства получают разрешение на сооружение притворов, колоколен и других строений.
Помните также и о том, что любые попытки пристроить к храму, являющемуся памятником архитектуры, современные пристройки, меняющие исторически сложившийся вид храма, совершенно недопустимы и являются преступлением перед культурой и историей нашего Отечества!
Необходимо также помнить, что вокруг каждого храма существует так называемая охранная зона, строить в которой можно только после получения разрешения. К сожалению, этот закон регулярно нарушается.
Приспособление сохранившейся колокольни под часовню. Мне хотелось бы остановиться на случае, когда от храма осталась только колокольня. Это нередкое явление — в советское время при сносе храма колокольню иногда оставляли, чтобы использовать ее как водокачку или пожарную вышку. Чаще всего такие колокольни встречаются в селах или бывших усадьбах.
При отсутствии средств на строительство храма можно превратить колокольню или в часовню, или в маленький храм, но такой проект — во избежание ошибок — следует поручить архитектору.
Общая схема достаточно проста: закладываются северный и южный пролеты первого яруса (если они есть); с восточной стороны, если планируется небольшая церковь, по проекту возводится апсида в стиле колокольни. Само здание колокольни реставрируется. Территория снесенного храма расчищается, фиксируются и консервируются остатки стен и фундаментов. Во время разборки территории храма все находимые фрагменты бережно сохраняются, как было сказано выше. Они могут понадобиться при реконструкции храма, если у прихода появится такая возможность.
Хотел бы также привести цитату из статьи академика Д.С. Лихачева-. «Всякий памятник есть документ своей эпохи. Неправильное лечение этого документа, неправильные задачи, которые ставит перед собой реставратор, или его попытки к "сотворчеству" приводят к тому, что документ частично или полностью заменяется макетом... Памятник не просто должен быть вылечен сам по себе, но он должен найти свое место в той материальной и социальной среде, которая его окружает. Если эта среда недостаточно интеллектуальна и не способна понять ценности памятника, не обладает достаточными знаниями по истории и истории культуры, не осознает своей двойной ответственности перед прошлым и будущим, ... то реставратор обязан "вылечить'' памятник в такой мере, чтобы, не теряя своей документальности (курсив мой. — А. Т.), памятник смог стать в достаточной мере "авторитетным" и не подвергнуться риску быть снесенным, причисленным к памятникам "второстепенного" значения, смещенным с места, замененным макетом (реконструкцией)» (Восстановление памятников культуры (Проблемы реставрации): Сб. статей / Под ред. ДС. Лихачева. М., 1981).
2. Интерьеры
Сложной является и проблема иконостаса, а также настенной росписи. Обычно иконостас утрачен полностью, но бывают случаи, когда утрачены только иконы и накладные декоративные элементы иконостаса. Иногда сохраняется верхняя часть иконостаса, до которой мародеры не сумели добраться.
При восстановлении иконостаса следует иметь в виду, что в настоящее время имеет место тенденция устанавливать в храм, независимо от времени его постройки, тябловый иконостас в стиле XVI в.
Сразу хотел бы уточнить, что речь идет об архитектурном стиле иконостаса, а не об иконах. Иконы и роспись храма будут рассмотрены отдельно. Архитектурный стиль иконостаса является неотъемлемой частью архитектурного стиля храма. Тем не менее регулярно приходится видеть в храмах, независимо от их архитектурного стиля, тябловые иконостасы, которые характерны, в основном, для допетровской эпохи. Особенно странно они выглядят в храмах второй половины XVIII — первой половины XIX в. Архитектура этого периода изначально не рассчитана на установку тяблового иконостаса, в таких храмах он всегда выглядит инородным элементом. Наиболее часто встречающиеся объяснения со стороны прихода, почему, скажем, в ампирном храме установлен тябловый иконостас, можно разделить условно на 4 группы:
1.Некомпетентность заказчика в данном вопросе, что никак не может являться оправданием, поскольку в академическом курсе церковной археологии русской церковной архитектуре уделено далеко не последнее место.
2.Относительно невысокая цена тяблового иконостаса, который, собственно говоря, представляет собой сетку из балок и стоек, заполняемую иконами. Стремление оптимизировать затраты на установку иконостаса, конечно, не лишено оснований, однако оно не совсем верно по следующим причинам.
Во-первых, в барочных, особенно в классических и ампирных иконостасах, достаточно большую площадь занимает фон — основная поверхность иконостаса, в которую врезаются обрамленные профилями иконы, в то время как в тябловых иконостасах основной фон состоит из икон. Совершенно очевидно, что квадратный дециметр струганой окрашенной доски в несколько раз дешевле квадратного дециметра иконописи.
Во-вторых, никто и не призывает устанавливать на иконостасе классические колонны с развитыми капителями или барочную лепнину Соответствие архитектурному стилю достигается не количеством деталей, характерных для данного стиля, а благодаря правильному общему рисунку, архитектуре иконостаса. Изготовление на фрезерном станке необходимого метража профилированных профилей-накладок, необходимых для оформления иконостаса, очевидно, будет стоить дешевле икон.
3. Идейная причина — я бы назвал ее «архитектурным старообрядчеством», когда форма начинает тяготеть над содержанием. Иначе говоря, сторонники этого направления утверждают, что до Петра I все в церковном искусстве было хорошо, а после Петра I все стало плохо. Думаю, что такие вопросы должна решать церковная полнота, а не отдельно взятый батюшка или приход.
4. Требование благотворителя установить обязательно тябловый иконостас. Безусловно, настоятель должен в этой ситуации, освежив свои знания по истории русской архитектуры и истории Русской Церкви, со сметой в руках постараться объяснить благотворителю, какой именно иконостас должен быть в данном храме, а также представить смету на стоимость того и другого. В сметную стоимость обязательно должна быть включена и стоимость икон.
Другой весьма негативной тенденцией является стремление установить иконостас, соответствующий принципу: «чем богаче, тем красивее». При таком подходе богатство, как правило, определяется площадью золоченой поверхности и числом завитушек на квадратный метр. Приведу здесь пример из русской классики: «Я вошел в избу, или во дворец, как называли ее мужики. Она освещена была двумя сальными свечами, а стены оклеены были золотою бумагою...» (А.С. Пушкин. Капитанская дочка).
Это то самое представление о богатстве, которое до сих пор сохранилось среди обывателей. Причины очевидны — отсутствие чувства меры, общей культуры. Никто никогда не отрицал значения золота как высокодекоративного материала, важно лишь то, сколько и где его использовать.
Также, к сожалению, мастерские, занимающиеся проектированием и изготовлением иконостасов, часто предлагают иконостасы невысокого художественного уровня, но зато перенасыщенные декоративными элементами. По непонятной причине за образцы нередко берутся иконостасы второй половины XIX в. провинциального уровня, периода распространения эклектики в архитектуре (приблизительно вторая половина XIX в.).
Безусловно, и в этот период встречается множество выдающихся храмов с прекрасными иконостасами, тем не менее временем расцвета русской архитектуры этот период назвать трудно. При той массовости, которую приобрело тогда церковное строительство, невозможно было требовать высокого художественного уровня от всех построек. Элементы же резьбы современных иконостасов часто копируют резьбу на деревенских избах начала XX в. центральной полосы России. Образцом же для последних служили постройки в так называемом «русском стиле», вошедшем в моду во второй половине XIX в, а также издания с образцами резьбы, разработанные столичными архитекторами. Образцы эти своеобразно перерабатывались крестьянами и городскими обывателями при отделке изб и городских домов.
При желании использовать как образец прекрасную самобытную народную русскую резьбу необходимо обратиться к специальной литературе на эту тему, а не к популярным изданиям, лежащим во всех книжных магазинах.
Кроме того, современная резьба часто напоминает мебельную резьбу брежневской эпохи. Мебель в это время частично поступала в СССР из восточно-европейских стран, в частности из Румынии и Болгарии. ПТУ и художественные училища в это время готовили резчиков в основном для советских мебельных фабрик и в незначительной степени — для сувенирных мастерских. Нередко на иконостасе можно заметить резной элемент с какого-нибудь румынского гарнитура. К сожалению, современные иконостасы по художественному уровню часто близки к художественному уровню ПТУ, имеющих теперь название чуть ли не академий. Проведите небольшой опыт: зайдите в сувенирную лавку, торгующую ширпотребом для иностранцев, и сравните качество продающихся там резных изделий с резьбой среднего современного иконостаса — вы не увидите практически никаких различий.
Один из путей получить иконостас, который не будет апофеозом безвкусицы, — это просто максимально точно копировать лучшие старые образцы. Если есть возможность, просмотрите максимум альбомов и книг, в которых встречаются фотографии существующих старых иконостасов. Я говорю о существующих, так как при необходимости вы всегда можете если не сами поехать для фотографирования, то попросить кого-нибудь из знакомых детально отснять иконостас крупным планам. В соответствующей литературе вы всегда найдете иконостасы в «русском стиле», стиле ампир и др. Попросите подрядчика изготовить максимально близкую копию с учетом размеров вашего храма.
Разумеется, наиболее просто вопрос решается при изготовлении иконостаса для храма допетровского времени. В этом случае со спокойной совестью можно устанавливать тябловый иконостас. Не рекомендую покрывать тябла обильной резьбой, так как, во-первых, это дорого, а во-вторых, использованные мотивы резьбы могут быть заимствованы из плохо понятого псевдорусского стиля или мебельной фабрики. Возможна роспись растительным орнаментом, но тоже скромная. Использование басмы как декоративного покрытия тябел, к сожалению, достаточно дорого, поэтому для снижения стоимости вполне допустимо использовать не серебро, а более дешевые металлы. Примерами басменной отделки могут служить иконостасы Успенского собора в Московском кремле, Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры и др.
4. Роспись стен
Роспись стен является неотъемлемой частью архитектурного интерьера храма. Нарушение иконописных канонов и замена иконописи живописью на религиозные сюжеты, получившая распространение в послепетровское время, не соответствует иконописной традиции Православной Церкви. Воспроизводить ее в храмах, утративших роспись, не рекомендуется. Наибольшую трудность вызывает расписывание храмов классического стиля, построенных в конце XVIII — первой половине XIX в. (ампир).
В данном случае я могу высказать только свою точку зрения, отнюдь не претендуя на ее правильность. Лучше свести роспись к минимуму, заменив ее при крайней необходимости орнаментом, соответствующим данному стилю. Традиционная роспись всего храма при классическом интерьере и иконостасе будет выглядеть абсурдно.
Что касается храмов второй половины XIX — начала XX в., то проблема стоит не так остро, поскольку храмы имеют чаще всего «нейтральные» интерьеры, что не только дает возможность, но и обязывает расписывать их в иконописной манере.
Настоятельно не рекомендуется приглашать к этой работе, по дореволюционному выражению, «богомазов». Часто это «профессионалы» весьма низкого уровня, в советские времена специализировавшиеся на расписывании клубов и домов культуры, или же просто маляры-альфрейщики, присвоившие себе право называться художниками. Чаще всего они берут за основу худшие образцы церковной живописи начала XX в.
Мне неоднократно приходилось сталкиваться с курьезами в этой области: на одной росписи я обнаружил, что 6 ангелов имеют 13 крыльев — художник, видимо, «для полноты картины» добавил еще одно крыло. На другой росписи, изображающей Рождество Христово, у волхвов, изображенных босыми, пальцы на руках и ногах были почти одной длины. К сожалению, исправление таких «шедевров» иногда наталкивается на противодействие со стороны прихода: так, в одном приходе свод храма был расписан розовыми ангелочками на голубом небе. На сделанное старосте предложение закрасить это богохульство последовала просьба сделать все «порозовее и поголубее».
5. Полы
Разногласия по поводу покрытия полов храма, как ни странно, возникают достаточно часто. Дело в том, что сейчас модно делать в храме мраморные полы, что для многих является признаком красоты и богатства. В России же мраморные полы встречались невероятно редко: как в силу их дороговизны, так и потому, что мрамор, как мягкий материал, изнашивается довольно быстро. Не часто встречались и гранитные полы — из-за сложности обработки материала. В любом случае, во время проведения исследовательских работ почти всегда можно обнаружить фрагменты первоначального покрытия: каменные или чугунные плиты, разнообразная плитка, кирпич. Чаще всего использовались песчаниковые или белокаменные плиты. Плитка также встречается, особенно метлахская, распространившаяся в России в конце XIX в.
Если есть возможность, лучше всего устраивать полы из каменных плит по насыпному слою. Большая часть восстанавливаемых храмов — это сельские храмы или храмы небольших городов. Устройство в них мраморных полов из плиток современного формата полностью противоречит архитектуре храмов и их внутреннему убранству.
Белокаменные полы можно делать в храмах, в которых число прихожан на воскресной службе не превышает в среднем 200-250 человек. Если же приход большой, желательно устраивать полы из песчаника, как материала более твердого. Размеры плит могут быть 12x12 вершков и более - при вершковой толщине, то есть 535x535 мм и толщиной 45 мм.
Полов из плитки желательно избегать, так как плитка не пропускает влагу, а вместе с ней и соли (см. выше). В результате соли, скапливаясь под плиткой, начинают мигрировать вместе с влагой к стенам, и на стенах появляются дополнительные высолы.
Метлахская плитка, которую часто можно встретить в храмах, начала распространяться только с середины XIX в., а массовое распространение получила в конце XIXначале XX в, Ее широкое применение обусловлено высокими механическими качествами, а также относительной дешевизной и модой. К сожалению, ее применение в храмах, сложенных на известковом растворе, вызывает вышеуказанные проблемы.